Азбука советской рекламы: агитационные плакаты Владимира Маяковского. Азбука советской рекламы: агитационные плакаты Владимира Маяковского Для упаковки печенья «Зебра»

Столетие тому назад в западной Европе и США реклама развивалась стремительными темпами, а в СССР она только зарождалась. Одним из первых и самых известных «копирайтеров» 1920-х годов стал Владимир Маяковский – автор не только замечательных стихов и пьес, но и гениальных рекламных плакатов . Его работы стали классикой советского рекламного искусства и значительной вехой в истории плаката ХХ ст.


В СССР в рекламе не было острой экономической необходимости – монополия государственных предприятий на производство товаров не предполагала конкурентной борьбы. Советская реклама существенно отличалась от западной – ее основной задачей была агитация и пропаганда. Нужно было убедить всех в том, что советские товары – самые лучшие. А других нет именно поэтому – зачем еще что-то, когда есть самое лучшее?




В. Маяковский был автором политической, коммерческой и социальной рекламы. В 1919-1921 гг., в годы Гражданской войны и военной интервенции, он работал в «Окнах сатиры РОСТА» – плакатном отделе Российского телеграфного агентства. Основной задачей сатирических плакатов было высмеять и уничтожить врагов молодой республики и поддержать «Советскую власть плюс электрификацию всей страны». Первые плакаты создавались вручную, потом – с помощью трафаретов.


С 1923 г. в сотрудничестве с художником-авангардистом А. Родченко Маяковский начинает работать над торговой рекламой. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Тексты рекламных плакатов были максимально лаконичны и броски, легко запоминались и были предельно просты – а что еще нужно для эффективной рекламы?






Классикой, вошедшей во всенародный оборот, стал слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме». На все претензии автор отвечал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». И если по поводу эстетической ценности подобных стихов возникают вопросы, то в маркетинговой эффективности их нельзя усомниться.


В. Маяковский хорошо понимал экономическую необходимость рекламы, еще в 1923 г. он писал: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи».

Нет, он не был первым копирайтером, как принято сейчас говорить о нем в рекламной среде. Но он был первым копирайтером с именем и собственным неповторимым стилем. За прошедшие с его смерти 83 года никто так и не смог приблизиться к нему.

Справедливости ради, конечно, необходимо сказать, что реклама ни в коем случае не былa его основным видом деятельности. И собственно имя и стиль его сложились вне рекламы, но то, что такой талантливый человек имел прямое отношение к рекламе и являлся частью её истории, дает рекламистам право гордиться и порой стремиться к той простоте, наглядности, которые отличали рекламные работы Владимира Маяковского.

Д ля папирос «Ира»:

Нами
оставляются
от старого мира
только -
папиросы «Ира».


"Реклама - это промышленная, торговая агитация! Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При НЭПе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор и продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе рекламой!"

Будучи мастером советского фотоискусства, Родченко первым применил в рекламе фотографию (пример - плакат "Ленгиз" с Лилей Брик). Его работы можно считать началом "документальной" рекламы, образы которой стали отражением потребностей своих современников.

Плакаты, созданные легендарным
творческим тандемом Родченко-Маяковский:

Для ГУМа:
Все, что требует
желудок,
тело или ум, -
все
человеку
предоставляет ГУМ.

Нечего
на цены плакаться -
в ГУМ, комсомольцы,
в ГУМ, рабфаковцы!


Для карамели Моссельпрома:
Если вы
давно
удовольствий не имели,
купите
здесь
Моссельпромовской карамели.




А это уже без Родченко:


Отдельные рекламные тексты Маяковского:

Для Мосполиграфа:

Глаза разбегаются!
С чего начать?
Во-первых, в Мосполиграфе
вся печать.
Во-вторых,
чего ради
у нэпов покупать гроссбухи и тетради?
Всю писчебумажность, графленую и без граф,
продает Мосполиграф.
Чем искать граверов, мостовые пыля,
в Мосполиграфе заказывай печати и штампеля.
И конечно,
разумеется само собою,
в Мосполиграфе
покупай обои.
Разинь глаза и во все смотри,
запомни эти адреса три.

Вспомните -
у вас оборвались
обои в комнате.
Нечего
стоять разиней.
Новые купите
у нас в магазине.

Для коробок карамели «Наша индустрия»:

От «Фабричной карамели»
мы убытков не имели.
И налево и направо
всюду ей хвала и слава!
Ты возьми конфету эту
непременно за примету:
с каждым часом все известней
на ее обертках песни.
Эта новая затея
учит лучше грамотея.
Вытесняет сорт обычный
карамели вкус «Фабричной».
И деревня и завод
лучшей — эту назовет!

Для упаковки печенья «Зебра»:

Было зебре горячо
бегать только в Африке,
а теперь ее печет
Моссельпром на фабрике.

Поглядев на зебру ту,
меньшевик досадует:
не с него ли красоту
сняли полосатую?

Для кофе Мокко:

Далеко не ходите!
Во мгновенье ока
здесь
купите
кофе Мокко.

Для папирос «Посольские»:

Даже дети, расставшись с соскою,
курят
«Посольскую».
Новый выпуск. Лучшего качества.
Расхватывайте
начисто!

Для «Чаеуправления»:

Милый,
брось слова свои, -
что мне
эти пения?
Мчи
в подарок мне чаи
Чаеуправления.

Забудьте моду! К чёрту вздорную!
Одежду в Москвошвее требуй.
Простую, лёгкую, просторную.
...Одежду не найдёте проще —
Прекрасная и для занятий
И для гулянья с милым в роще.

Маяковский, по сути, представлял собой рекламное агентство полного цикла. Он сам находил клиентов, сам сочинял тексты, назначал цену, "пробивал" выполнение заказов на плакаты, даже предпринимал нечто вроде самостоятельных маркетинговых исследований. Рекламные плакаты и тексты в его исполнении шли как с конвейера. Реклама макарон, папирос, пива, галош, сосисок, книг, евпаторийской грязи — кажется, что ему было всё равно, что рекламировать.Гиперболизм, директивность, эпатажность присущи всем его рекламным произведениям.

Вот что писал в своих воспоминаниях А. Родченко о работе с Маяковским:


Реализацию революционных рекламных идей в 20-х годах продемонстрировало содружество «реклам-конструкторов» - величайших мастеров конструктивизма - художника А.Родченко и поэта В.Маяковского. Первой самостоятельной работой «реклам-конструктора Родченко» был плакат: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», выполненный в двух вариантах с голубым и красным фонами. Благодаря ему родилось рекламное содружество художника и поэта. Маяковский предложил Родченко писать стихотворные тексты к плакатам, исполненным художником. За короткий период совместной работы с 1923 по 1925 год было выполнено несколько выдающихся рекламных плакатов.

Среди них выделяется лист, призывающий сосать соски Резинотреста , и эмблема Моссельпрома . Наибольшей выразительности достигла реклама журнала «Молодая гвардия» . Выпуски этого литературно-публицистического журнала не блистали особым богатством и красочностью оформления. Авторы изобразили продавца в рабочем комбинезоне и в кепке с номерами «Молодой гвардии» в руках, который громко расхваливает свой товар. Эта красная фигура, словно вырезанная из картона и напоминающая героев агитационных представлений первых лет революции, впоследствии повторилась в сотнях рекламных образцов ХХ века.

Плакат «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП - покупайте дешёвый хлеб!» , обращённый к массовой покупательской аудитории, наоборот - приёмом изображения рекламируемых предметов близок дореволюционной вывеске. Однако он выглядит необычайно современным, благодаря продуманному композиционному взаимодействию графических элементов - линеек, текстовых блоков и объёмных рисунков.

Конструктивисты разработали особые приемы усиления визуального воздействия: неожиданные ракурсы, динамика, выраженная через сдвинутые оси, наклонные вертикали и горизонтали, использование простых ярких цветов без полутонов, плоские заливки одной краской, контрасты красного и черного, черного и белого. Этот формальный язык привлекал внимание, убеждал аудиторию.



Одной из самых заметных фигур конструктивизма был Александр Родченко. С 1913 г. он участвовал на выставках «левого» искусства, но широкую известность получил только после революции. Вспоминая о тех временах, Родченко писал в 1935 г.:

«Я голодал. Но я презирал буржуазию... Мы были бунтари против принятых канонов, вкусов и ценностей. Мы не на вкус буржуазии работали. Мы возмущали их вкусы. Нас не понимали и не покупали... Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему... И пришел 1917 год. Нам нечего было терять, а приобрести мы могли весь Союз. И мы его приобрели. Мы пришли к большевикам... Мы делали плакаты, писали лозунги. Мы установили существующий до сих пор шрифт для лозунгов... Я хочу спросить, имею ли я право искать… как выразить нашу тематику высококачественными средствами? Иметь взлеты и промахи? Или быть середняком, подражая образцам живописной классики».

Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. М., 1992, с.18–19.

«Работали с огромным подъемом. Это был ажиотаж и не из-за денег, а чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией. Вывески Моссельпрома - все киоски наши. Вывески Госиздата, Резинотрест. ГУМ. Чаеуправление. Было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналы и газеты. К работе над советской рекламой Володя относился очень серьезно. Утром он ходил и принимал заказы, брал цифровой и тематический материал. Часто это было большое число скучных отчетов, книг, которые он прочитывал и выписывал цифры, темы и прочее».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!