Письмо подготовка к школе листы. Подготовка к школе

Подготовка руки к письму: система упражнений для подготовки руки к письму, задания для развития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.

Подготовка руки к письму

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита , то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки , сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики и сенсомоторной координации Вы найдете в этом видео. Какие упражнения можно провести с каштанами, ортопедическими мячиками, веревочками — ежиками, волчками? Как они готовят руку к тому, чтобы потом рука правильно держала карандаш и ручку? Несколько идей для занятий с ребенком дома и в детском саду.

Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму помогут Вам. А какие задания, которые готовят руку к письму, используете Вы? И какие из них особенно любимы Вами и Вашими детьми? Давайте поделимся в комментариях своим опытом.
До новых встреч на «Родной тропинке»!

Еще о развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:

А в конце статьи — еще несколько идей по подготовке руки к письму в очень радостном видеоролике для хорошего настроения Вам и Вашим детям! Вы увидите в нем современные пособия, которые используются в детских садах для подготовки руки детей к письму, развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. И — это мне было очень приятно — в нем есть и текстильные игрушки моего любимого «Наивного мира» (все, кто был на Интернет-Мастерской развивающих игр, которую я веду ежегодно весной, помнят эти игрушки. Ведь «Наивный мир» — это постоянный, неизменный и очень душевный спонсор «Родной тропинки» и Мастерской игр «Через игру — к успеху!»)

Желаю Вам и Вашим детишкам успехов!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

В наше время школы заинтересованы в том, чтобы дети поступали в 1 класс подготовленными, умеющими писать и считать.

На начальном этапе обучения у многих детей чаще всего возникают затруднения именно с письмом: быстро устает и «не слушается» рука, буквы, цифры и их элементы получаются некрасивыми, неровными, ребенок не укладывается в отведенное для выполнения задания время.

Эти затруднения вызваны недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформированными навыками зрительно-двигательной координации, внимания, аналитического восприятия. Это отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы.

Чтобы этого не произошло, очень важно заранее начать подготовку руки ребёнка к письму.

Что такое мелкая моторика и для чего ее развивать

Мелкая моторика рук — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами.

Физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи и интеллекта ребенка зависит от развития мелкой моторики его рук. Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”,

Развитие мелкой моторики оказывает влияние на общее развитие ребенка, его мыслительную деятельность, зрительную и двигательную память, внимание, координацию, воображение, речь. Это важно еще и потому, что в нашей повседневной жизни нам постоянно необходимы точные скоординированные движения пальцев и кистей рук, чтобы есть, одеваться, писать, заниматься рукоделием, играть на музыкальных инструментах, и т.д. Поэтому от степени развития мелкой моторики зависит очень многое.

И, конечно же, при подготовке ребенка к школе, для того, чтобы он успешно овладел навыками письма, просто необходимо, чтобы мелкая моторика его рук была для этого достаточно развита!

Когда ребенок идет в 1 класс с недостаточно развитой мелкой моторикой рук, это чаще всего говорит о некотором отставании и в его общем развитии. Ребенку с большим трудом будут даваться графические задания, ему будет трудно долго держать карандаш или ручку, движения его руки во время письма будут неловкими. И конечно, это скажется не только на почерке, но и на успехах в учебе и на освоении различных трудовых навыков.

С какого возраста начинать готовить руку ребенка к письму

Готовить руку ребенка к письму, а значит, тренировать мелкую моторику рук ребенка можно начинать с раннего возраста.

В самом раннем возрасте мелкая моторика развивается естественным образом: малыш вначале учится брать предметы рукой, затем – перекладывать их из одной руки в другую, и т.д.

С 3-4 месяцев можно начинать делать массаж кистей рук малыша, сгибать и разгибать его пальчики, воздействовать на ручки и пальчики ребенка сенсорно: гладить их, проводить по ним меховой или вязаной игрушкой и т.д.

Очень важно, чтобы эти занятия проходили с положительным эмоциональным фоном, доставляли ребенку радость, были для него игрой. Для этого наши мудрые предки делали с малышами пальчиковую гимнастику в сопровождении потешек, т.е. играли в пальчиковые игры, такие как: «Пальчик-мальчик, где ты был», «Сорока-ворона» и т.д.

Пальчиковая гимнастика «пальчиковые игры» – это инсценировка при помощи пальчиков небольших историй и сказок в стихотворной форме. Пальчиковые игры – это важная часть работы по развитию мелкой моторики с детьми разного возраста: от малышей до учащихся первых классов.

Для большей эффективности в пальчиковых играх должны использоваться отдельные движения каждого из пальчиков, а движения на сжатие, растяжение, расслабление кисти руки – чередоваться.

Длительность пальчиковой гимнастики увеличивается с возрастом: для малышей до 3-4 лет рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, для детей постарше – 10-15 минут в день.

Пальчиковые игры нетрудно найти в Интернете через поисковики.

С 8 месяцев рекомендуется тренировать ручки ребенка более активно: под присмотром взрослых давать ему перебирать и играть различные предметы, вначале крупные, а со временем и более мелкие: детали конструкторов, мозаики или паззлов, а также камешки, ракушки, небольшие палочки, пуговицы, канцелярские скрепки, счетные палочки, крупу и т.д.

По мере взросления ребенка доступных ему занятий и игр по развитию мелкой моторики становится гораздо больше, а сами они – разнообразнее.

Какие занятия помогают подготовить руку к письму

Детское творчество

Занятия с детьми творчеством: рисование, аппликация, вырезание, лепка и т.д., очень способствуют тренировке мышц кистей рук и пальчиков, развитию ловкости и умелости рук, координации движений обеих рук и т.д., а также активно воздействуют на зоны мозга, ответственные за общее развитие ребенка.

Примеры других занятий и игр

Также полезны для маленьких детских ручек такие занятия, как:

  • Рисование. Рисовать можно где угодно и чем угодно, особенно дети любят нетрадиционные материалы и техники рисования, например, малышам можно предложить рисование пальчиками на подносе с песком, манкой или другой крупой (для этого на поднос тонким слоем насыпается, например, манка, а ребенок проводит по ней пальчиком),
  • игры с мячом, кубиками, пирамидками, сортерами, мозаикой, конструкторами, паззлами и т.д.,
  • застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков,
  • нанизывание бусин и пуговиц,
  • шнуровка,
  • переплетение ленточек или веревочек, плетение из них косичек, завязывание и развязывание узлов и бантов,
  • отвинчивание и завинчивание крышек пластиковых бутылок, банок, пузырьков,
  • прикрепление и открепление прищепок,
  • поиск мелких предметов (игрушек от киндера и т.д.) в миске или мешочке с крупой,
  • театр теней из рук и пальцев
  • и т.д.

Массаж и самомассаж рук

Очень полезен массаж или самомассаж рук. Его нужно проводить каждый день по 2-3 раза. Это можно делать следующим образом.

Простейший массаж: движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. Движения: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, и всех вместе, и поочереди.

Начинается массаж (самомассаж) с растирания пальчиков от подушечек к ладоням вначале на одной руке, а затем на второй. Затем большим пальцем одной руки растирается ладонь второй руки от центра к краям.

Затем выполняются различные движения, после каждого из которых делают расслабляющие поглаживания или встряхивания рук:

  • разогрев рук — энергично потереть ладони друг о друга, чтобы рукам стало горячо,
  • движения как во время мытья рук,
  • сжать все пальчики в кулак и резко разжать,
  • потереть большой пальчик о другие пальчики по очереди: об указательный, о средний, о безымянный, о мизинчик. Упражнение выполняется одновременно обеими руками,
  • сжать одну руку в кулачок, затем вставлять в него по очереди пальчики другой руки и несколько раз прокручивать.
  • делать «пилящие» движения ребром одной ладони по другой,
  • костяшками сжатых в кулачок пальчиков одной руки проводить вверх и вниз по ладони и пальчикам другой руки.

Завершить самомассаж расслаблением кистей рук, для этого нужно потрясти ими.

Чтобы массаж не был скучным, его можно сопровождать стихами, пример стихов для массажа ручек с сайта .

Самомассаж можно проводить с помощью различных мелких предметов, например, катать ребристый карандаш, бусину, горох, шишку или орех между ладонями или одной рукой по столу. Это можно делать со словами:
«Еду, еду, к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке»

Графические задания

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) развитие мелкой моторики и координации движений рук становится одним из главных этапов подготовки к школе и, в частности, к письму.

В этом возрасте важно уделять внимание таким занятиям:

  • раскрашивание бумаги или замкнутых контуров в разных направлениях для разных рисунков (на каждом рисунке штрихи должны быть только в одном направлении),
  • штриховка в разных направлениях с разной силой нажима и длиной штрихов,
  • обведение рисунка по контуру,
  • создание изображения с помощью шаблонов или обводка различных предметов (стакана, баночки, своей ладошки и т.д.),
  • рисование по точкам;
  • рисование по клеточкам по образцу и на слух,
  • дорисовка изображений по клеточкам и без них,
  • различные графические диктанты (например, ),
  • написание элементов прописных букв.

Большинство таких заданий есть в различных пособиях для подготовки детей 5-6-7 лет к школе .

Знакомство с гигиеническими правилами письма

Учить ребенка правильно сидеть при письме или рисовании и правильно держать ручку надо начинать заранее, до того, как он пойдет в школу. Потому что переучивать его, особенно в очень сложный для него период, когда ему придется много заниматься новой и сложной для него деятельностью – письмом, будет очень трудно.

Гигиенические правила письма это следующие умения и навыки:

  1. Правильно сидеть при письме.
  2. Правильно держать ручку.
  3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при письме.

Соблюдение этих правил позволяет сформировать правильную технику письма, сделать его более удобным, легким, красивым и быстрым.

Причем как именно это делать правильно, ребенку должен показать взрослый. Он же должен следить за их выполнением, т.к. сам ребенок, сконцентрировавшись на выполнении задания, о них забывает уже через несколько минут.

Поделки с детьми дошкольного возраста

Итак, занятие творчеством и изготовление поделок очень способствует развитию мелкой моторики рук у детей, а также приобретению умений и навыков, которые потребуются детям в школе.

Различных техник и способов создания поделок очень много. Рассмотрим самые основные и необходимые для подготовки к школе.

Вырезание ножницами. К сожалению, не так мало детей, которые идут в 1 класс, вообще не умея вырезать. А ведь вырезание хорошо тренирует мышцы детских пальчиков, развивает координацию движений. Нужно уделить внимание умению ребенка резать по прямым, ломанным или изогнутым линиям, умению вырезать различные формы: треугольник, круг, овал и т.д.

Аппликация . Вырезанные фигурки можно приклеить на бумажный или картонный фон – получится аппликация. Аппликацией можно заниматься с детьми раннего возраста, которые еще не умеют пользоваться ножницами, если предлагать им приклеить порванную ими на кусочки цветную бумагу или уже готовые вырезанные фигурки из самоклеящейся бумаги, а также изображения, вырезанные взрослым из старых журналов или фигурки, сделанные фигурными дыроколами.

Работа с бумагой и картоном. Оригами . Из бумаги (бумажных выкроек), сделав пару сгибов (в более сложных моделях может потребоваться клей), можно получить различные бумажные игрушки. Также фигурки и игрушки можно сделать путем складывания бумаги (оригами). Из бумаги и картона можно сделать много различных поделок, имеющих практическую пользу: открытки, подарки и сувениры, елочные игрушки и украшения, книжные закладки .

Лепка . Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, массы для лепки. Вначале нужно научиться лепить базовые формы: шарики, колбаски, кружочки, а уже их собирать в различные фигурки, буквы, цифры. Полезно разминать пластилин (тесто, глину, массу) в руках, отщипывать (еще можно разрезать ниткой или стеком) от них кусочки, а затем снова соединять их в одно целое. Кусочками пластилина можно выкладывать контуры рисунков на картоне или фон, на котором потом создать изображение с помощью круп.

Чтобы развитие мелкой моторики, а также необходимых навыков в вырезании, аппликации и лепке было интереснее ребенку, можно предложить ему поиграть.

Пример игры с пластилином или соленым тестом: предложите ребенку скатать небольшую колбаску – это будет червячок (змейка), а затем пофантазировать, куда отправится червячок, что увидит, с кем познакомится и т.д.: «Жил-был червячок. Звали его (пусть имя придумает ребенок). Червячок любил путешествовать. Вот как-то раз ползет он, ползет (придаем телу червячка характерные изгибы) и видит реку (ребенок скатывает толстую колбаску из синего пластилина и расплющивает ее). Но червячок не умеет плавать. Как же ему переправиться на другой берег? (слушаем ответы ребенка) Правильно, нужен мостик. Но ведь червячок такой маленький, он не сможет сам перебросить через реку бревно, надо помочь ему сделать мостик! (ребенок делает мостик: раскатывает колбаской коричневый пластилин и кладет его поперек «реки»). Слышишь, червячок говорит тебе «Большое-большое спасибо за помощь!» Переполз червячок на другой берег, а там – красивый цветок (скатать 7 одинакового размера шариков, расположить вокруг одного из них остальные, расплющить). А рядом с цветком сидит цыпленок (скатать 2 желтых шарика, один побольше, другой – поменьше, соединить друг с другом, на меньшем нарисовать глазки, нарисовать или приклеить клювик). Придумать, что делал цыпленок, спрятался ли червячок от него или подружился с ним, и что было дальше.

Похожим образом можно играть не с вылепленными, а с бумажными фигурками. Только всех персонажей нужно будет рисовать (хотя бы контурно), а затем вырезать из бумаги.

Потренироваться с вырезанием можно и другими способами: поиграть в торговую базу, где ребенок (продавец) должен выдавать за покупки чеки. Чек должен быть двойной, а продавец должен разрезать его ровно пополам по намеченной линии, чтобы одну часть отдать покупателю, а вторую оставить себе для отчетности.

Можно предложить ребенку выпустить на свободу привидение, которому очень хочется полетать, а оно не может, т.к. заколдовано. Чтобы его расколдовать, нужно вырезать его и привязать к небольшой веточке – дети очень любят бегать по улице с такими игрушками на веревочке. А уж если они сделаны своими руками! Для того, чтобы получилось такое привидение, на листе бумаги нужно нарисовать округленную на конце спиральную линию с глазами и ртом.

  • Тематический комплект графических заданий
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Ирина Иризбаева
Подготовка руки к письму у старших дошкольников

Письмо - это сложный навык , включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки , правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

После 5-6 лет у детей в коре головного мозга согласно законам образования условных рефлексов создаются условно-рефлекторные функции чтения и письма .

В возрасте 6 - 7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки . В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости) . Овладение письмом - длительный , трудоемкий процесс.

Работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной. Этапы подготовки руки к письму :

Подготовительный ;

Основной;

Заключительный.

Подготовительный этап включает в себя :

Специальные физические упражнения;

Изобразительная деятельность;

Развитие мелкой моторики рук.

Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки . Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.

На подготовку руки к письму хорошо влияет изобразительная деятельность : лепка, рисование, и специально подобранные упражнения : обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т. д.

Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов на плоскости, позднее на выпуклых плоскостях; учится правильно определять направление линий и движения руки , знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение к подготовке к письму .

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно , в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.

Развитие мелкой моторики руки

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, помогают кистям рук приобретать хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма .

Оригинальные поделки из доступного материала : салфетки, скорлупа яиц, коробки. Подобная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики, помогает закрепить важнейшие навыки планирования, контроля и самооценки.

«Коврик для куклы»

Нанизывание : пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.

Выкладывание букв из семян, палочек.

Вырезывание различных фигурок.

Обводка плоских фигур. Обводить можно все : дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.

Строим забор, дом, дерево и т. п. – из счетных палочек

Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты

Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.

Основной этап включает в себя :

Гигиена письма ;

Сформировать правильный захват карандаша;

Штриховка;

Обучение ориентировке на листе бумаги;

Гигиена письма

Посадка при письме . Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме , способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправлены и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони) . Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку.

Положение рук при письме . Рука пишущего должна лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист. Левая рука ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки , что способствует возникновению нарушения осанки.

Положение кисти пишущей руки . Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Положение тетради. От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме . Для того чтобы избрать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо положить ладони на стол (парту, опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придерживает ее сверху.

Сформировать правильный захват карандаша. Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет карандаш. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания пальцев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – около двух сантиметров. При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подняты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следствием этого является преждевременное утомление и снижение темпа письма . Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма .

Помочь ребенку научиться держать ручку правильно могут специальные ручки-тренажеры. Они бывают двух видов. Приспособление – силиконовая рыбка, которую можно надеть на любой карандаш или ручку. В плавниках этой рыбы есть три углубления для пальчиков. Взять рыбку в руки неправильно практически невозможно.

По принципу тренажера-конуса сделаны трехгранные цветные карандаши. Это лучший вариант карандашей, которые можно выбрать для малыша. Во-первых, они толстые. За счет этого ребенку удобно держать их в руке. Во-вторых, они трехгранные. Это позволяет держать карандаши правильно. В-третьих, они мягкие. Ребенку не требуется много усилий, чтобы закрашивать, чертить, писать.

Для развития навыка держать карандаш используются пальчиковые игры (особенно большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом (Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами, игровые упражнения типа Посолим суп.

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук :

“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз) .

“Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза, затем влево – вправо (3 раза) .

“Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством педагога. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки :

Штриховать в заданном направлении

Не выходить за контуры фигуры

Соблюдать параллельность линий

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Для штриховки могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века.

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано» , соединив все точки.

Разнообразные задания : «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность» , «Продолжи ряд» , «Нарисуй такой же» , «Дорисуй узор» и др.

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки .

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Целью графических упражнений является формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Одним из эффективных приемов является так называемый «графический диктант» . На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти. Может быть предложен другой вариант : дети создают орнамент под диктовку. На бумаге в клетку дети под диктовку проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.

Готовя ребенка к школе, можно еще проводить и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например :

Нарисовать фигурку справа или слева от вертикальной линии.

Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Заключительный этап – печатание букв

Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму , необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, занятие со штриховкой, печатание букв. При этом очень важно соблюдать гигиенические правила письма , чтобы сохранить осанку и здоровье ребенка.

Подготовка руки к письму у детей дошкольников – процесс затяжной и сложный. Он имеет несколько этапов и начинается не в 6 или 7 лет, а с самого раннего возраста. Заниматься подготовкой малыша к письму нужно по той простой причине, что когда придёт время изучать этот навык, ребёнку будет легче. Он быстро освоит механические действия, принципы написания слов на бумаге.

Основные цели подготовки к письму детей 5-6 лет

В развитии навыков взрослые стремятся добиться от ребёнка, чтобы он писал красиво. Однако идеальный почерк – это второстепенная задача. Более важные цели в подготовке руки к письму у детей дошкольников:

  • развивать мышцы на руках;
  • развить подвижность пальчиков — мелкую моторику;
  • научить ребёнка понимать отличие между левой/правой стороной;
  • развить координацию и пространственную ориентацию;
  • научить удобно сидеть во время занятий письмом, держать осанку, правильно выкладывать руки;
  • развитие чувства ритма.

Такое простое занятие, как письмо, требует активного участия не только пальцев пишущей руки, но и кисти, предплечья, даже плеча. У дошкольников мышцы рук ещё могут быть слабо развиты, поэтому физическое развитие ребёнка 5-6 лет – одно из главных направлений подготовки руки к письму.

Почему важно развивать умение определять сторону (левую, правую), способность ориентироваться в пространстве? Одна из самых частых ошибок в письме – это неправильное воспроизведение букв (например, «Є» вместо «Э»). Понимание понятий «левая сторона», «правая сторона» помогает избежать подобных промахов. Пространственное мышление – незаменимый навык в письме. Он нужен для того, чтобы ребёнок смог писать строго в рамках очерченной строки, не выходить за поля, чтобы его буквы не «прыгали».

Для многих, наверное, не понятно, как в списке главных элементов подготовки руки к письму детей 6-7 лет оказалось чувство ритма. Оно очень пригодится малышу, когда он будет писать диктанты. Именно от ритма зависит согласованность механического действия с текстом.

Кроме указанных способностей полезными в письме являются аккуратность и внимательность, старательность и целеустремлённость.

Развитие мелкой моторики в подготовке к письму

Графическим навыкам детей 6-7 лет научит в школе опытный педагог. Перед родителями пока только стоит задача подготовить детскую руку к предстоящей работе.

Какие задания для подготовки руки к письму практикуют в обучении дошкольников? Предлагаем несколько упражнений, которые понравятся любому малышу:

  1. Весёлая гимнастика для пальчиков. Это простые упражнения, их выполняют в сопровождении стихов. Они хорошо развивают моторику рук, помогают развитию речи и художественных задатков.
  2. Лепка. Польза от лепки пластилина, глины или теста очень велика. Занятие лепкой тренирует пальцы, делает сильными кисти рук. В то же время малыш учится усидчивости, развивает свои творческие таланты.
  3. Игры с бусинами и прочими мелкими предметами. Такую подготовку руки к письму хорошо сочетать с обучением устному счёту.
  4. Вырезание. Когда ребёнок научится пользоваться ножницами, его рука станет более крепкой, а движения – уверенными.
  5. Раскрашивание. В данном упражнении на подготовку руки к письму дети учатся держать ручку, чувствовать границы (пространственное мышление), укрепляют разные мышцы руки, двигая карандашом в разные стороны.

В принципе, любой вид прикладного творчества (оригами, пазлы, рисование, вязание, вышивание) полезен для развития моторики, подготовки руки ребёнка к письму.

Лучшие методы подготовки руки дошкольника к письму

Специалисты уверены, что самый сильный эффект в подготовке к письму оказывает рисование. Этот вид упражнений развивает целый комплекс следующих навыков, способностей, которые позже будут нужны малышу для освоения искусства письма и не только:

  • умение держать инструмент;
  • развитие координации, зрительного внимания;
  • синхронная работа полушарий (наглядно-образное, логическое и абстрактное мышление);
  • укрепление мышц пальцев и кистей рук и, в результате, – активация мыслительных процессов, развитие речи, интеллекта.

Второй этап и эффективный способ подготовить ребёнка 6-7 лет к письму – тренировка навыков, используя специальные прописи. Занятия в таких тетрадях нужны для тренировки графических навыков, пространственного мышления, аккуратности.

Вообще, письмо требует от ребёнка высокой концентрации внимания и точности выполнения конкретных действий. Поэтому подготовка руки к письму в ходе подготовки к школе детей 5, 6 и 7 лет – это важная часть психического развития ребёнка. Ей нужно уделять особое внимание. От родителей требуется:

  • создать условия для нормального развития;
  • делать занятия по подготовке разнообразными и интересными;

не забывать хвалить кроху за старания.

Ирина Гурова
Подготовка руки ребёнка к письму

Консультация для родителей

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?

Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.

Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

Руки – это совершенный инструмент. Если руки не развивать, то их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны «умные руки» А. М. Горький писал: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста, шнуровка, игры с мозаикой и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, в том числе и развитие речи, во-вторых – готовность к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте.

Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет! Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий предмет, очень трудно переучить.

А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным; большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего конца пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5 – 2 см. Конец пишущего предмета направлен на плечо. Кисть находится в движении, а локоть от стола не отрывается. Следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет (рисует, штрихует, раскрашивает, и определить, правильно ли он выполняет это действие.

Как распознать неправильно сформированный навык?

С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова отмечают, что все случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов и предлагают приёмы для исправления неправильного навыка.

Неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щёпотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце, средний палец не за ручкой, а на ней.

Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него.

Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки (карандаша) направлен в сторону или от себя. Кисть при рисовании или письме зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть.

Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы (получаются слишком маленькие предметы).

Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

Родителей также должен насторожить и такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Поворачивая лист, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Приёмы для исправления неправильного навыка.

Установить руку в нужном положении. Вложить карандаш в руку ребёнка и помочь удержать. Затем попросить ребёнка выполнить то же самостоятельно. После этого заданная позиция пальцев воспроизводится без карандаша.

Ребёнок берёт карандаш и крепко удерживает его пальцами. Взрослый говорит: «Возьми так крепко, чтобы я не мог его вытащить» и тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево с одного и другого конца.

Движения с сопротивлением. Это движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребёнок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребёнка вверх и вниз, а ребёнок должен преодолеть сопротивление. Кроме этого, очень полезно выполнять различные действия указательным пальцем (нажимать на кнопки, клавиши, рисовать, оставляя мокрые или цветные отпечатки и др.).

При неправильном положении пальцев при письме на верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.

Если ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко, то можно нарисовать на ней черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение, раскрашивание (а затем и рисование) крупных фигур, размером, примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания, а также задания по обведению контурных изображений предметов.

При неправильном положении пальцев при рисовании или письме (особенно, когда ребёнок держит большой палец перпендикулярно указательному, помогают упражнения на захват мелких предметов большим и указательным, большим, указательным и средним пальцами, например, счётных палочек или спичек. Для этого можно поставить перед ребёнком на столе открытую коробочку со счётными палочками (спичками, пуговицами и другими мелкими предметами). Ребёнок должен брать палочки из коробочки и складывать их в кучку под рукой, при этом стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, а затем также сложить всё обратно. Помогут в этом случае и игры-упражнения с горохом и фасолью, например, «Покормим птичек», «Солим щи».

С этой же целью можно использовать следующее упражнение: взять спичку и крепко держать её в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно большим и указательным пальцами правой руки подтягивать её к себе.

Очень полезно использовать игры-упражнения с прищепками. Эти упражнения развивают силу пальцев, особенно большого и указательного правой руки. Протяните верёвку от одного стула к другому и покажите ребёнку, как прикреплять прищепками к ней носовые платочки или носочки, ленточки.

Для обучения правильному удержанию пишущего предмета можно использовать «Раскрашивание понарошку» (мнимое раскрашивание). Для этих упражнений можно взять обыкновенную книжку-раскраску и кисточку. Желательно вырезать из бумаги или картона круги разного цвета – «краски». Ребёнок – «художник». Он выбирает краски и раскрашивает понарошку предметы и их детали. Взрослый обращает внимание на то, как ребёнок держит кисточку. Эта игра также способствует развитию восприятия цвета, мышления, воображения, речи.

Некоторые педагоги и родители считают, что не нужно детям даже в младшем возрасте давать фломастеры или маркеры для рисования и раскрашивания. По их мнению, нужно предлагать только карандаши, потому что при их использовании необходима достаточная сила нажима, чтобы получить изображение. Таким образом, это способствует развитию силы пальцев рук. Но по отношению к детям, имеющим нарушения двигательной сферы, такой подход недопустим. Повышенный или пониженный тонус, а также неравномерное его распределение в мышцах кисти, пальцев рук часто не позволяют им научиться выполнять графические задания (раскрашивание, обведение, штриховка и др., правильно удерживая карандаш. Задания могут оказаться недоступными или трудновыполнимыми. Из-за этого качество их работы может оказаться очень низким. В таких случаях ребёнок не испытывает радости и удовлетворения от своей деятельности и, соответственно, теряет к ней интерес. Может появиться и негативное отношение к упражнениям по развитию графических навыков.

Поэтому детям, имеющим нарушения пальчиковой моторики, целесообразно давать маркеры, фломастеры, мел и в раннем возрасте, и позже, в том случае, если у ребёнка появляется тенденция к неправильному удержанию карандаша, кисточки и других пишущих предметов. У некоторых педагогов есть тетради для развития графических навыков, покрытые прозрачной плёнкой. Дети наносят линии фломастером, выполняя задание, а после этого могут всё стереть.

Кроме того, рисование различными материалами (простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, маркерами, кисточкой, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. А это способствует развитию ручной умелости.

Иногда взрослые уже в детском саду дают детям шариковые ручки. Хорошо это или плохо? Есть разные мнения на этот счёт. Но многие специалисты, в частности, профессор Ольга Ратмировна Орлова (Московская мед. академия) считают, что это вредно. Почему? По её мнению, когда детей начинают учить писать шариковой ручкой, у них мышцы сгибатели и разгибатели действуют все одновременно – вместо того, чтобы работать поочерёдно и давать друг другу отдохнуть. В результате двигательная программа письма, которую призваны создать в мозге ребёнка все эти упражнения, получается ошибочная – она не только травмирует мышцы кисти и локтевой нерв, но и запускает настоящую цепную реакцию, губительную для ребёнка. Сначала, чтобы скомпенсировать дисбаланс, функции кистевых мышц берут на себя другие мышцы – как раз тогда возникает неестественная поза кисти, она как бы вывернута за счёт того, что противоположные мышцы её избыточно напрягают и меняют позу. Это, в свою очередь, травмирует нервы и приводит к тому, что нагрузка на мышцы растёт ещё больше. Перегруженные мышцы, со своей стороны, кричат «караул», буквально бомбардируя сигналами «SOS» те зоны мозга, где эта моторная программа расположена физически, что постепенно портит её… Зоны мозга, предназначенные для акта письма, вызревают к 8-9 годам, а не к 5-6, как хотелось бы некоторым ретивым родителям и педагогам. Поэтому появляется часто в наше время так называемый писчий спазм. Немало случаев, когда ребёнок совершенно утрачивает эту функцию – вообще не может писать. Писчий спазм – это ошибка определённой моторной программы. Так что, по мнению профессора Орловой О. Р., нужно отбросить письмо шариковой ручкой в дошкольном возрасте.

Литература:

Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиввем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000.

Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997.

Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/

Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!